КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 

ПРИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

   В целях выявления, развития инновационного педагогического опыта в деятельности образовательных организаций, активно внедряющих инновационные образовательные проекты и программы в рамках модернизации образовательной системы в Хабаровском крае, в соответствии с приказом  миистерства образования и науки края  от 13.05.2022г. №20 "Об инновационной инфраструктуре  в сфере образования  Хабаровского края"  МКОУ СОШ с.Арка присвоен статус "Краевой инновационный комплекс" на срок до 30.11.2023г.

Распоряжение Минобр Хабаровского края №636 от 01.06.2022г.

Приказ № 57а от 20.06.2022г. отдела образования Администрации Охотского муниципального района о назначении муниципального координатора

Техническое задание 


 ТЕМА КИК  "Этнокультурный компонент содержания образования как фактор, способствующий сохранению коренных народов Хабаровского края"

Цель - воспитание поликультурной личности, духовно богатой способной жить и созидать в современной многонациональной России, сохраняя родной язык и духовную культуру эвенского народа.

Задачи проекта:

  • Способствовать сохранению и развитию родного языка и традиционной культуры эвенского народа;
  • Привлекать обучающихся к изучению родного языка и познанию исторических основ народного искусства и творчества;
  • Популяризировать культурное богатство коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Для реализации этих задачи в школе созданы и ведут свою работу: этнический центр «Маранна»(«Радуга»), историко–этнографический музей «Гулун» («Костер»), проводятся спортивные секции «Северное многоборье», уроки родного языка и родной литературы, внеурочная деятельность.

 

Результаты работы Краевого инновационного комплекса:

Сентябрь 2022 года 9 Международная олимпиада по языку и культуре эвенков, эвенов России и ороченов Китая, которая проходила в г.Благовещенск на базе Амурского государственного университета. Педагоги школы приняли участие в составе жюри и как участник олимпиады среди взрослых. Были награждены сертификатами об участии.

2022 г. Краевой этап Всероссийского конкурса школьных музеев РФ., руководитель музея Слепцова А.А. отмечена сертификатом участника.

2022г. Международный фотоконкурс «Мир глазами коренных народов. Культура, традиции и быт».

В ноябре 2022 года учитель родного языка Безносова Марина Валерьевна приняла участие в Съезде учителей родных языков, который проходил в г. Москва.

18-22 ноября 2022 года Неделя национальной культуры

В декабре 2022 года 2 обучающихся МКОУ СОШ с.Арка стали победителями в IV международного конкурса на родных языках для детей и молодежи «Палитра культур».

В феврале 2023 года ученики, педагоги и жители села приняли активное участие в Межрегиональной образовательной акции «Диктант на родных языках коренных малочисленных народов Хабаровского края» и всероссийском этнодиктанте.

2 марта 2023 года состоялся районный семинар по теме «Инновационные подходы при формировании этнокультурного образовательного пространства МКОУ СОШ с.Арка»(презентация). Представлены 4 открытых занятия:

  • Языковая площадка «Расскажу миру о своей родине» Слепцова Г.Ф., Громова М.С. (скачать видео)
  • Этнотропа «По следам наших предков» Полох М.А., Константинова А.Г., Громов А.В., Слепцова Л.В.(скачать видео)
  • Мастерская «Народные промыслы эвенов» Филиппова Л.А., Слепцова Л.В., Белолюбская М.Ф.(скачать видео)
  • Внеурочное занятие «Северное пятиборье», Левина С.А., Громов А.В.(скачать видео)

 

rs 2023


А также проведены:

  • Экскурсия в историко-этнографический музей «Гулун»
  • Выставка учебно-методических пособий по эвенскому языку

7 марта 2023 года. Социальный проект «Кындыкан»

Март 2023г. Месячник родного языка и национальной культуры.

22 марта 2023 года  Межрегиональный видеомост «Приамурье-Приохотье», (организаторы: Амурский государственный университет г. Благовещенска Амурской области и  Этнический центр «Маранна» (Радуга) с. Арка Хабаровского края.

videomost

19 апреля 2023 года. III Межрегиональная педагогическая научно-практическая конференция «Сохраняя язык, приумножаем культурное наследие народов России: перспективы развития образования в этнокультурном направлении» (доклад «Инновационные технологии в этнокультурном воспитании обучающихся МКОУ СОШ с. Арка» Слепцова Галина Федоровна, МКОУ СОШ им. Н.П. Ткачика Аркинского сельского поселения Охотского района).

Сентябрь 2023 года 10 Международная олимпиада по языку и культуре эвенков, эвенов России и ороченов Китая, которая проходила в г.Благовещенск на базе Амурского государственного университета. 

 

Образовательные продукты инновационной деятельности педагогов школы:

 

kik kapipaa1.      Брошюра «Интеграция эвенского этнокультурного компонента в содержание школьных предметов и во внеурочную деятельность».

Разработчики: Коваль Анна Петровна, замдиректора по УР, Павлова Анна Андреевна, замдиректора по ВР.

Аннотация: В сборнике представлены разработки предметных занятий с включением в них этнокультурного компонента. Материалы сборника (описание опыта, творческие разработки педагогов, планы месячника родного языка и недели национальной культуры) адресованы руководителям общеобразовательных организаций и информационно-и методических центров, учителям и специалистам дополнительного образования, заинтересованным в сохранении уникальной культуры малочисленных народов Крайнего Севера.

 

2.      Методические рекомендации по полилингвальному обучению школьников (методическое пособие)

Разработчики: Слепцова Галина Федотовна, учитель родного языка и литературы, Громова Марина Семеновна, учитель английского языка.

Аннотация: Методическое пособие раскрывает суть полилингвальности, многоязычия; приводятся разработки интегрированных уроков и внеурочного занятия, на которых учащиеся выполняют задания на разных языках. 

 

kik tropa3.      Этнотропа «По следам наших предков» (брошюра)

Разработчик: Полох Марина Анатольевна, учитель истории.

Аннотация: Настоящее методическое пособие посвящено формированию этнокультурного образовательного пространства школьников путем разработки и реализации этнотропы. Актуальность разработки этнотуров обусловливается тем, что в настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к традиционной этнической культуре малочисленных народов. Пособие адресуется учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, руководителям туристских и краеведческих кружков. В данном издании содержатся методические рекомендации и представлен опыт работы по созданию этнотропы «По следам предков». В приложениях к пособию размещены сборник эвенских игр, сказка «Чимчевэл», путеводитель, сценарий открытого внеурочного занятия по этнотропе «По следам предков». Практическая значимость заключается в том, что данное методическое пособие поможет разработать этнотуристический маршрут в учебном заведении, с учетом местного национального колорита.

 

kik masterskaya4.      Мастерская «Народные промыслы эвенов» (брошюра)

Разработчик: Филиппова Людмила Анатольевна, учитель технологии.

Аннотация: Материал данного пособия поможет в использовании и в разработке уроков по декоративно прикладному искусству по таким темам как: «Промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Хабаровского края» (вышивка оленьим подшейным волосом и вышивка бисером); «Традиции и быт эвенов, проживающих на территории   Охотского района». 

 




kik tetrad5.      Рабочая тетрадь по эвенскому языку для 2 класса.

Разработчик: Безносова Марина Валерьевна, учитель родного языка

Аннотация: рабочая тетрадь является иллюстрированным пособием для учеников 2 класса, включает в себя 17 уроков с заданиями по родному языку.

 





kik stixi6.      Сборник стихов «Душа поет в краю родном»

Разработчик: Безносова Марина Валерьевна, учитель родного языка

Аннотация: сборник включает в себя стихи учеников и учителей Аркинской школы на эвенском языке с переводом на русский язык. Это сокровище творчества юных поэтов, воспевающих красоту родного края, их любовь и стремление рассказать о культуре своего народа на родном языке. Мысль о том, что наше поколение принимает активное участие в сохранении родного языка – драгоценного дара, греет душу. Это даёт большие надежды на то, что наш народ не затеряется в современных реалиях, а будет жить и развиваться в ногу со временем.

 


7.      «Музей – книга памяти» (видеоролики «Экскурсия в музей»)

Разработчик: Слепцова Антонина Афанасьевна, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея «Гулун».

Аннотация: Собрание статей, писем об истории школы и педагогах, фото материалы, вошедшие в инновационные образовательные продукты, экскурсионные программы для учеников, педагогов и гостей в музей «Гулун», ведется работа по созданию электронного музея школы.

 

 


kik zurnal      Завершающим этапом работы инновационного комплекса стала разработка журнала "История успеха Аркинской школы"

 

Составители: Т.И. Фисенко, старший методист центра системных инноваций КГАОУ ДПО ХК ИРО

Инициативная группа авторов: МКОУ СОШ с. Арка имени Н.П. Ткачика Аркинского сельского поселения Охотского района Хабаровского края: Л.А. Филиппова, директор школы А.П. Коваль, заместитель директора школы А.А. Павлова, учитель математики Г.Ф. Слепцова, руководитель ЭЦ «Маранна»


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 Этнокультура – мудрость нации, залог ее сохранения, сила народа, сила страны
Сохраним национальную культуру эвенов
Наша школа – наша гордость
Педагогический коллектив — самый ценный актив школы!
Директор — ключевая фигура в школе
Роль личности в истории Аркинской школы
Этнокультурное образовательное пространство школы
Интеграция эвенского этнокультурного компонента в содержании школьных предметов
Эвенский этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
Музей – это книга памяти
Этнический центр «Маранна» (Радуга)
Развитие родного языка и литературы
Этнокультурное воспитание средствами декоративно-прикладного творчества эвенов
Этнографический туризм как средство приобщения школьников к культурным традициям эвенского народа
Душа поет в краю родном
Вместе мы сможем все!